Намерения Барака Обамы в следующие 10 лет
увеличить объемы инвестиций в инфраструктуру вызвали волну критики в
адрес президента США. Аналитики утверждают,
что данное стимулирование ни к чему хорошему не приведет, поскольку
инфраструктурные проекты слишком долго начинаются, а также не оказывают
благоприятного воздействия на состояние национальной экономики.
Лучшее,
что мог бы сделать Обама - это отказаться от расходов. Однако учитывая
тот факт, что делать этого он не станет, а кабинет он не покинет еще
как минимум 3 года, показушная забота об инфраструктуре может оказаться
не столь уж бесполезной, особенно, если не называть ее стимулированием.
Опыт 30-х, 40-х и 50-х свидетельствует о том, что классическим
инфрастуктурным проектом в США является постройка автомагистралей.
В
1930-х президенты США были уверены, что основной целью увеличения
расходов является создание как можно большего количества рабочих мест,
и строительство дорог рассматривалось как один из возможных
инструментов этого. За 1 год, с июня 1933 по апрель 1934 рабочие смогли
возвести 500 тыс. миль автомагистралей.
Историк
Марк Роуз отметил, что в середине 30-х на финансирование данных
проектов были направлены около 3 млрд. долларов (тогда - существенная
доля годового федерального бюджета). Однако наблюдатели, включая,
непосредственно, президента Франклина Рузвельта, начали замечать в
собственном плане дефекты. Основным стал тот факт, что проект
строительства автомагистралей не был готов к началу реализации,
поскольку длительное планирование совпало с одним из наиболее острых
периодов тогдашней рецессии. К концу 30-х Рузвельт подытожил, что в
целом возведение дорог "не может создать количество рабочих мест,
эквивалентное другим методам борьбы с безработицей".
В
начале 1938-го года президент предположил, что федеральное содействие
строительству магистралей должно вернуться на пред-депрессионный
уровень. В апреле он с неохотой объявил, что выделение 100 млн.
долларов было верным решением, однако это касается "лишь тех проектов,
которые со стопроцентной гарантией могут быть начаты уже в этом
календарном году".
Но что еще хуже - потуги
Хувера и Рузвельта не увенчались хоть сколько-нибудь значимым
результатом в сфере инфраструктуры. Дорожный эксперт Уиллфред Оуэн
отметил, что "Новый курс" "проигнорировал перенаселенные районы", и
вместо этого "разродился множеством сельских дорог".
Но
раскачать Вашингтон достаточно трудно. В начале 50-х законодатели все
еще рассматривали строительство как возможность создания новых рабочих
мест и управления бизнес-циклом. Но Великая депрессия все еще регулярно
напоминала о себе: с конца Второй мировой до 1959-го года было
зафиксировано 4 рецессии.
Однако Эйзенхауэр,
тогдашний президент, был человеком действия. Он заявил, что конвой,
двигающийся по пересеченной местности из Вашингтона до Сан-Франциско,
добрался до пункта назначения за 62 (!) дня. С его точки зрения,
единственной положительной стороной Адольфа Гитлера было то, что он
смог построить Автобан. Так чем Америка хуже? В конце концов, есу все
же удалось протолкнуть законопроект о его строительстве через Конгресс.
В
рамках "Акта об автомагистралях" 1956-го года федеральное правительство
израсходовало миллиарды долларов на строительство 65 тыс. миль новых
дорог и соединение старых, тем самым образовав национальную систему
магистралей. Попутно были достигнуты и второстепенные цели, в частности
- повышение национальной обороноспособности и создание рабочих мест.
Сегодня
же страна едва ли может позволить себе израсходовать на стимулирование
очередной триллион долларов. Однако если этот триллион не будет
потрачен на это, он просто канет в бездну бюджета. Эйзенхауэр
продемонстрировал, что такие проекты прекрасно справляются с ролью
социальных программ. А Обаму ждет успех только в том случае, если он
возьмет пример со своего предшественника и все же сделает шаг вперед.
|